В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
361 Назад
361

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ

Yuri Zubаkin 2:5010/30.47 07 Jun 00 00:53:00


Посылаю несколько статей об отечественной фантастики из малодоступных
газет.
Статьи выложил/выложу на www.trее.bооm.ru


Халымбаджа И. Рабочий с Тирлянского завода

(Наука Урала (Свердловск).- 1988.- 10 марта.- (² 11 (361)).- С. 4.).


Только после революции увидел свет фантастический рассказ уральца Михаила
Васильевича Борисоглебского (1896-1942) `Остров счастья`. Написанный еще в 1914
году, он был издан в 1923 году в Троицке в виде тоненькой 24-страничной
брошюрки, долженствующей изображать один из `томов` полного собрания сочинений
Михаила Одинокого - под этим псевдонимом М. Борисоглебский частенько выступал в
молодости. Тираж этого `собрания сочинений` был... 200 экземпляров. На Острове
счастья у Борисоглебского давно восторжествовали идеалы коммунизма. Люди живут и
трудятся свободно, для общего блага. Отменены деньги, необходимые товары идут
через централизованные бюро.
Непросто сложилась жизнь Михаила Васильевича Борисоглебского, автора этой
книги. Он родился 22 октября 1896 года в маленьком затерянном среди живописных
южноуральских гор поселке Тирлянского завода. Рано осиротев, он в 1908-1910 гг.
беспризорничает. Его усыновляет один из заводских рабочих. Подросток вынужден
начать самостоятельную трудовую жизнь. Скитается по России, берется за самую
различную работу. Может, от этой неустроенности и появился его псевдоним
`Одинокий`. Способный юноша учится живописи на правах послушника в
Троице-Сергиевской лавре, а затем - в Московской школе живописи, ваяния и
зодчества Вернувшись на Урал, Борисоглебский пробует писать. В 1912 году в
газете `Троицкий листок` появляется его первое стихотворение `Зачем судить?`. В
годы миро-вой войны Борисоглебский мобилизован. Солдатчина длилась три года, с
1915 по 1917, причем за отказ идти в школу прапорщиков он был направлен в
штрафной батальон. Активно участвует Борисоглебский в революционных событиях
октября 1917 года: работал народным учителем, в Кустанае, где в первые годы
Советской власти организует художественно-промышленные мастерские, музыкальную
школу, театральную студию. В 1920-1923 гг. Борисоглебский является ответственным
секретарем троицкой газеты `Набат`. Именно к этому времени и относится издание
его `собрания сочинений`. В 1924 гору Борисоглебский перебирается в Ленинград,
где начинает сотрудничать в журналах `Ковш`, `Красный журнал для всех` и других.
Заведует типографией в Невдубстрое в 1930-1933 гг. Здесь он сам набрал и
напе-чатал свою книжку `Грани. Стихи 1928-1933 гг.` в количестве... пяти
экземпляров. В Ленинграде Борисоглебский входил в `литературную группу
`Содружество` вместе с М. Козаковым, Вс. Рождественским и другими. Период
1925-1931гг. был наиболее плодотворным в жизни писателя. Ежегодно выходили его
новые книги `Святая пыль` (1925 г.). `Буча` (1926 г.), `Осколок` (1927 г.), `На
перевале` (1927 г.). `Топь` (1927 г.). `Кальва` (1928 г.), `Глома` (1929 г.),
`На земле` (1931 г.), `Похождения корабля` и `Америка в Керчи` (обе 1931 г.). В
1935 году он принят в Союз писателей. Активно пишет Борисоглебский для детей:
повесть `Джангырбай` (1926 г.), киносценарии `Катька-бумажный ранет` (1926 г.) и
`На рельсах` (1927 г.). С 1935 года занимает пост редактора-организатора
Ленинградского хореографического училища, пишет книгу `Материалы по истории
русского балета`. Умер Борисоглебский 28 марта 1942 года в блокадном
Ленинграде...

И. ХАЛЫМБАДЖА.

* * *

Горев И. [Халымбаджа И.Г Творимая легенда

(Наука Урала (Свердловск).- 1988.- 16 июня. - С. 8.).


Этот огромный роман занял три тома в собрании сочинений писателя. А ранее в
течение нескольких лет печатался в популярном альманахе `Шиповник` (книги 3, 7,
10, 18). Речь идет о романе Федора Сологуба `Навьи чары`, или `Творимая
легенда`. При жизни автора книгу встретили неприязненно Уж очень она была
необычна, как теперь бы выразились - нестандартна. Каких только обвинений не
выслушал Федор Сологуба. И в клевете, и в искажении действительности, и в
аморальности. Они тем более удивительны, что речь шла о фантастическом романе,
написанном столь мастерски, что он воспринимался как реалистический, бытовой.
Критики словно бы не замечали, что так не понравившийся им герой, социалдемократ
Триродов - гениальный ученый Что он оживляет детей, умерших от болезней,
бескорыстно их воспитывает. И если запирает в кристаллы чьи-то души (то есть
сознание), то разве что провокаторов или иных ничтожных людишек. А когда
черносотенцы собирают толпу, чтобы разгромить усадьбу `безбожника`, дом
Триродова оказывается замаскированным воздушным кораблем...
По сути, книга Сологуба - крупнейшее научно-фантастическое произведение
русской литературы, которое неправомерно оценивалось мерками приземленного
бытопиательства.
Современный читатель может судить о Сологубе-поэте. Прозаические же его
сочинения давно не переиздавались.

И. ГОРЕВ.


* * *

Харламов Т., Хастуниди В. [Халымбаджа И.Г Летописец Пахомий а ХХ веке

(Наука Урала (Свердловск).- 1988.- 16 июня. - С. 8.).


В современной фантастике и взрослые, и дети прямо-таки шныряют по векам взад
и вперед, то пытаясь что-то изменить в прошлом, то просто поглазеть на будущее
из любопытства. Между тем лет девяносто назад писатели фантасты обращались
гораздо почтительнее с четвертым измерением,
Одним из таких произведений была повесть Владимира Петровича Гожева (псевдоним
писателя и журналиста начала века Погожева) `Повесть временных седмиц`. Книжка
вышла в 1904 году. Автор пошел своим, оригинальным путем. Герой книги летописец
Пахомий Кремень во время вторжения войск Лжедмитрия оказался заваленным
обрушившейся стеной монастыря. И только в начале. ХХ века летописца отрыли и
оживили. С удивлением наблюдает он чудеса окружающего мира. Повесть ловко
стилизована под древнюю летопись. Автор описывает атрибуты современного мира
языком ХVII века, исходя из житейского опыта человека того времени. Летописец,
пораженный возросшим темпом жизни, называет свое сочинение `повестью. временных
седмиц`, то есть недель, в противовес знаменитой `Повести временных лет`.
В книжке налицо реалии ХХ века - шахматные турниры и даже покушение
террористами на `шпанского короля`... И даже мягкая критика: `А что прежде
приказы были, ныне рекут министерства, а дела все тем же обычаем вершат...` И -
`..а ноне против прежнего сто крат больше пишут, и с лета на лето борзее...`

Т. ХАРЛАМОВ, В. ХАСТУНИДИ.


* * *

Прашкевич Г. Два добрых слова об учителе

(Молодость Сибири (Новосибирск).- 1980.- 20 нояб.- (² 140 (7607)).- С. 3.).


`Горшок гвоздики стоял на окне пятого этажа. На перилах балкона третьего
этажа дремала голубая персидская кошка. Тинг, выглядывая в окно, столкнул
горшок. Падая, горшок задел кошку, та спросонок прыгнула и упала на мостовую.
Кошка к вечеру умерла. Хозяйка мошки, жена домовладельца, плакала.
Домовладелец сказал Тингу всего одно слово:
- Выезжайте...`
Так, резко и динамично, начинается лучшая из повестей Николая Николаевича
Плавильщикова `Недостающее звено`. История фантастической встречи героя повести
Тинга со своим прапрапредком питекантропом занимает какие-то пятьдесят страниц,
но как много вложено в эти страницы! Впрочем, точность информации и ее
максимально возможный объем - это вообще черта, характерная для его книг. О чем
бы он ни рассказывал - о происхождении жизни (`Гомункулус`), о ее развитии
(`Бронтозавр`), об удивительных приключениях в мире животных (`Сказки
крокодила`) - все у него захватывающе, все у его интересно. Даже `Очерки по
истории зоологии` написаны как детективный роман, ибо речь них идет не просто о
драме идей, но и о драме их творцов. Разве не человек интересует нас прежде
всего даже в науке?
Доктор биологических наук известный энтомолог Н. Н. Плавильщиков первую свою
научную работу опубликовал в 1912 году. С тех пор список его работ рос и рос, но
говорить о нем я буду сегодня не как об ученом, и не как о писателе, а прежде
всего как об Учителе, ибо не так уж часто везет нам на то, чтобы встретить в
детстве человека, принимающего тебя как равного и беседующего с тобой как с
равным.

...Лето 1957 года принесло на станцию Тайга невероятную жару. Это жаркое
лето разбросало по окрестным деревням всех моих друзей, и основным моим
занятием, занятием провинциального мальчишки, было или уходить в лес, или,
прячась в тени, упорно смотреть в дальний конец пустой улицы - не появится ли
почтальон? Ведь именно почтальон приносил мне письма от Николая Николаевича, а в
письмах этих, как если бы они были письмами от волшебника, содержались не только
ответы на все те вопросы, что может задать шестнадцатилетний мальчишка, но и
неожиданный взгляд на вещи.
В то одинокое и жаркое лето 1957 года я писал, как оглашенный, повесть
`Последний бог` (о сверхчеловеке), `Ошибка Боза` (о похищении искусственного
сердца), `Под игом Атлантиды` (о крушении одного из сверхгосударств). Из всего
этого через двадцать лет я сумел реализовать лишь сюжет о сверхбоге
(`Обсерватория `Сумерки`). Читателем всего остального, часто единственным, но
очень внимательным, был он, кто вел меня от фразы к фразе, указывая на
погрешности моего вкуса, наконец просто воспитания. Он вел меня через все те
страшные рифы труда и разочарований, что выпадают на долю любому начинающему. И
был момент, когда преподал мне (после очередной, не весьма удачной рукописи)
совершенно предметный урок о том, а как, собственно, пишется книга. Тут я дам
слово ему самому. Пусть опять с печатных страниц прозвучит его голос.
`Как я писал `Недостающее звено`?.. Очень часто спрашивают, не у меня даже,
а вообще: как вы работаете? Просят: расскажите, как писали такую-то вещь... На
эти вопросы нельзя ответить точно, всегда отвечающий будет ходить вокруг да
около, и спрашивающий не услышит того, что ему хочется услышать. И это понятно.
Возьмите какой-либо другой случай. Хорошего закройщика спрашивают: расскажите,
как вы кроите. Он отвечает: а очень просто. Гляжу на заказчика, делаю несколько
промеров, кладу на стол материал и... раз, раз ножницами! Спрашивающий
проделывает в точности то же, и... портит материал. Секрет прост: опыт. Его
словами не передашь. Поэтому ответ на все такие вопросы всегда будет очень
формальным. Так и со `Звеном`. Издательство привязалось: напишите что-нибудь
фантастическое о предках человека. `Ладно, - говорю, - напишу`. И самому
занятно: что выйдет? Прежде всего как и о чем писать? Питекантроп!.. А как его -
живого - свести с современным человеком? И не ученым - это будет скучно. Вот и
придумал моего героя Тинга.
...Затем новая загадка. Как утроить встречу Тинга с `питеком`. А дальше.
Придумывается, что могли делать `питеки`, ищутся способы использования местной
фауны тех времен, пейзажа и прочее. Все готовое в голове легло на бумагу. Конец,
правда, пришлось переделывать: редакция потребовала более спокойного конца. Вот
и смотрите: научились вы чему-нибудь?.. Вряд ли... Можно написать о том же в
десять раз больше, но суть останется одна: поиски объекта, возможности его
обыгрывания... Для меня `Звено` было экспериментом особого порядка: суметь
показать все так, чтобы давно ушедшее выглядело явью. Отсюда - ряд пейзажных и
сюжетных комбинаций: современность, преломленная в прошлое... Все это было не
тек уже хитро. Конечно - зная...
Вот это-то зная и есть одно из двух основных условий работы: нужно знать то,
о чем пишешь и уметь передать это словами, притом не в живой речи, а на бумаге.
Для того чтобы иметь и то, и другое, нужно время (особенно для приобретения
знаний), а для писания еще и опыт. Чтобы знать - нужно учиться, что бы уметь -
нужно упражняться. И то и другое - время и время... На бумаге мои слова
выглядят, наверное, слишком простыми - легко: взял и научился. В жизи же да для
начинающего все несравнимо сложнее...`
Вот такие письма писал он из Москвы в далекую провинцию...
`Недостающее звено` вышло в 1945 году, году для нашей страны нелегком.
Значит, было за что издавать эту повесть. А книги Н. Н. Плавильщикова выходили
до самой его смерти и выходят до сих пор. Перечитывая их, я вспоминаю их автора,
спокойного, всегда сосредоточенного, не прощающего отклонений от цели, и думаю:
если бы каждому из нас встречался в детстве такой учитель, мир несомненно стоял
бы сейчас на ступеньку выше.

Геннадий ПРАШКЕВИЧ.


* * *

Савин Л. Фантаст, сказочник, очеркист: К 70-летию со дня рождения

(Молодость Сибири (Новосибирск).- 1981.- 1 сент.- (² 105 (7728)).- С. 3.).



В РАБОЧЕЙ комнате Михаила Петровича Михеева над столом прибиты самодельные
книжные полки. На одной из них расположилась особо любимая писателем подборка
книг о путешествиях и приключениях. Он постоянно читает и перечитывает книги с
этой полки.
Еще он любит все новое и молодежь. Однажды к нему пришел Миша Миркес
(сегодня - президента клуба любителей фантастики `Амальтея` при Новосибирской
писательской организации) и пожаловался, что нет у нас клуба, объединяющего
любителей НФ. Михеев сделал очень многое для создания такого клуба и по
сегодняшний день приходит на каждое его заседание.
М. П. Михеев родился в 1911 году в Бийске.
Родители рано научили будущего писателя читать. Читал он все подряд. Вот что
по этому поводу говорит он сам:
`...Помню, как в то время меня сравнительно мало интересовало содержание
прочитанного, гораздо занимательнее был сам процесс чтения, когда из россыпи
отдельных, ничего не значащих букв вдруг складывались знакомые, понятные слова.
Поэтому я с одинаковым удовольствием читал и свои `Сказки братьев Гримм`, к
отцовские газеты. И вообще читал все, что попадалось под руку; моя мать как-то
пришла в великое смущение, когда застала меня за чтением лично ей принадлежащего
справочника`.
Шел 1926 год. Книжного бума еще не было. Зная любовь сына к чтению, отец
как-то привез домой сундук, набитый дешевыми изданиями классиков, книжками
произведений писателей приключенческого жанра. Были там книги Жаколио, Верна,
Буссенара, Стивенсона и других приключенцев. Первая же книга запомнилась на всю
жизнь - `Остров сокровищ`. Этот сундук дал толчок самостоятельному творчеству
Михаила Петровича. Проучившись пять лет в профессионально-технической школе,
Михеев получил звание инструктора-механика автотракторного дела, но впоследствии
в основном занимался электротехникой и литературным творчеством. В это время он
много и легко пишет стихи типа модных в то время `Мурки` и `Кирпичиков`.
Особая судьба оказалась у песни про Кольку Снегирева. Ее пели по всей Сибири
(помните такие слова: `Есть по Чуйскому тракту дорога, много ходит по ней
шоферов`) и сейчас поют на Чуйском тракте. Песенка написана на мотив тогдашнего
шлягера `Восемнадцати лет Коломбина словно роза в саду расцвела...` Многие были
уверены, что это народная песня. И В. М. Шукшин, очень ее любивший, сделав
мелодию песни ведущей, в фильме `Живет такой парень`, не подозревал тогда, что у
слов песни есть конкретный автор.
Спустя много лет, вспомнив о своем стихослагательском увлечении, Михеев
написал сказку в стихах `Лесная мастерская`. После появления `Лесной мастерской`
в издательство пришло несколько тысяч писем от ребят и их родителей. Сказка всем
очень понравилась. Книжку переиздавали пять раз. Это был первый значительный
успех Михаила Петровича на литературном поприще. Сказку высоко оценил К. И.
Чуковский, прислав автору теплое письмо. Ободренный успехом, Михеев пишет
`Московский состав`, `Основное правило`. Сегодня эти книжки с яркими картинками
уже не найдешь в магазинах. Видимо, пришло время их переиздать, они заслужили
долгую жизнь.
Успех уже напечатанных произведений поставил перед Михеевым вопрос: а что же
дальше? Здесь хочется вновь обратиться к словам самого писателя:
`У меня была семья, взрослые дети, хорошая работа - мои конструкции
электролечебных аппаратов получали дипломы на всесоюзных выставках. И вот я
забросил все свои схемы и чертежи, воображение мое заполнилось буйными героями и
фантастическими сюжетами, я породил все эти образы и потонул в их потоке; лишь
после долгих трудов мне удалось кое-как распределить весь материал в нужной
последовательности, и получился `Вирус В-13`.
Это была повесть, в которой М. П. Михеев впервые сделал фантастические
допущения. Если `Вирус В-13` писался целиком на основе фантазии автора и место
действия там далеко от нас, то в повести `Тайна белого пятна` действие
происходит в местах, в которых легко узнается Алтай с его дивной природой.
А Алтай Михаил Петрович знает прекрасно. На своем `Москвиче` он раз 25
проехал по Чуйскому тракту. В результате этих поездок появилась прекрасная
книжка очерков `Дорога идет на перевал`, которую сегодня совершенно невозможно
достать.
Думается, много говорить о повестях `Вирус В-13` и `Тайна белого пятна` не
имеет смысла. Их читали, их знают. О них было сказано немало хороших слов. Потом
были фантастика, много прекрасных рассказов, сборники `Которая ждет`, `Милые
роботы` и др.
В последние годы НФ отошла на второй план. Михеева все больше стала
беспокоить проблема преступности. Почему люди совершают преступления? Писатель
стал часто бывать в милиции, ОБХСС. По материалам действительного дела написан
роман в двух частях (`Запах шипра` и `Сочинский вариант`) под общим названием
`Хищники`. Продолжая раскрывать начатую тему, он пишет новую повесть, где
главным героем является полюбившаяся всем Женя Грошева. Но о фантастике не
забывает. Параллельно Михаил Петрович заканчивает новую фантастическую повесть о
советских ребятах-спортсменах, оказавшихся на борту пиратского корабля в
Карибском море несколько веков назад.
И сегодня в 70 лет Михаил Петрович Михеев так же энергичен и полон
интересных планов, как и неутомимые герои его книг.

Л. САВИН.

* * *

Зубакин Ю. Машина времени на Южном Урале

(Сокр. вар.: Приглашаем к путешествию во времени // Комсомолец (Челябинск).-
1989.- 15 апр.- (# 15).- С. 9.


Машина Времени на Южном Урале - возможно ли такое? Мы привыкли, что в
Челябинской области нет своей фантастики, редкий любитель вспомнит книги
К.Нефедьева, Ю.Тупицына, М.Клименко. Действительно, фантастика в нашей области
печатается крайне редко, в основном это книжные переиздания апробированных
произведений Ж.Верна, А.Толстого, А.Грина, В.Обручева. Но все же изредка
фантастика у нас появляется, в основном в газетах. О некоторых из этих
публикаций, повествующих о путешествиях по Времени и в Будущем, я расскажу.
В рассказе Н.Семенова `У телефона` (`Уральский кузнец` (Челябинск), 1955),
говориться о полной автоматизации в недалеком будущем кузнечно-прессового
завода. Выглядеть это, по замыслу авторов, должно следующим образом:
`Автоматические пылесосы, снабженные замшевыми `губками` протирали поверхность
машин. Трое дежурных механиков посредством местного пульта регулировали движение
приборов`. И хотя речь в рассказе идет о самом ближайшем к 1955 г. будущем, до
полной автоматизации ЧКПЗ еще очень далеко...
Г.Устинов в рассказе `Однажды в выходной` (`Сталинская смена` (Челябинск),
1956) попытался смоделировать более отдаленное будущее - 70-е годы ХХ века. В
этом мире все пользуются видеотелефонами и передвигаются, как правило, на
вертолетах. Интересно описание Челябинска будущего: `На улицах, утопающих в
зелени, двигались автомашины, троллейбусы. По Миассу, меж гранитных берегов,
бежали моторные лодки. Вдали поднимались многочисленные трубы заводов и фабрик.
Но воздух был чист и прозрачен - всюду применялись дымоуловители. Часто
пролетали самолеты и вертолеты`. Герои рассказа отдыхают в выходной на озере
Увильды - ловят сигов и лещей с помощью звукоулавливателей и телекамер,
наблюдают за резвящимися в озере байкальскими нерпами. Озеро периодически
удобряют с самолетов `для массового выращивания организмов дна и зоопланктона.
Говорят, это повышает рост рыбы`.
О более отдаленном будущем упоминается в рассказе С.Лялина `Гость`
(`Вечерний Челябинск`, 1975) - в конце ХХ века на Севере установят атомные
заградители, которые будут задерживать холодные массы воздуха - климат
изменится, в Челябинске повсеместно начнут расти пальмы. По замыслу автора,
гость из будущего должен показать нам, как хорошо будет жить в светлом Завтра. А
о том, как хорошо жить в светлом предвоенном Сегодня, рассказал Н.Лерн в
рассказе `В Новогоднюю ночь` (`Челябинский рабочий`, 1940) - герой чудесным
образом оказывается в одноэтажном Челябинске 1910 года, и, конечно же, как
советский человек, не может остаться равнодушным к происходящему вокруг_
Год 2000 из рассказа В.Турбина `Один час в будущем` (`Молодой учитель`
(Челябинск), 1962): к 3 июня 2000 года в Челябинске проживает 3285412 человек,
студенты обучаются в 28 институтах (из них 2 педагогических), появился
построенный в 1985 году концертный зал им. Вано Мурадели, широко используются
воздушные такси, развивающие скорость 500-600 км/ч, недавно прошел ХХХ съезд
КПСС, деньги давно вышли из употребления...
А вот в произведении `Шаг из будущего` безвестного автора (`Наша газета`
(Снежинск), 1999) говорится о том, как установка времени переместила из
20-летнего будущего газету. Оказывается, в 2000 году в США произойдет великий
Перелом-2000 - `положившего конец демореспубликанской вакханалии вместе с ее
компьютерами и дистрибьютерами`. И вообще: скоро появится совхоз `Светлый путь`
на Аризонщине.
`Год 2005` - так называется маленький рассказик автора, укрывшегося за
инициалами Т.В. (`Школьным оком` (Еманжелинск), 1999). Судя по всему, скоро нас
ждет совсем уж беспросветное будущее: `Вслед за безвольной марионеткой -
престарелым Демократом - на престол вступил Тиран`. `Больниц почти нет. Скудный
паек, никаких лекарств`.
Ну... Поживем-увидим.
Год 2006 из рассказа А.Дементьева и Л.Косаревой `В 2006 год` (`Сталинская
смена` (Челябинск), 1956): широко используется атомная энергетика, летают
межпланетные станции, атомные ракеты. Люди путешествуют на Марс (вообще,
челябинцы любят отправлять героев своих произведений в космос, например
А.Борченко в репортаже `Четверо в космосе` (`Комсомолец` (Челябинск), 1960)
описывает старт космического корабля с... Алого Поля!). Герои удивляются
цветному телевидению и полупроводниковому гибриду часов с радиоприемником.
Агроном деревни Хомутино Увельского района (2006 года) рассказывает: `Вы
заметили, какие у нас хлеба на полях? ... Снимаем два урожая в год. Полиплоидная
пшеница сорта `Титан` дает 50-70 центнеров с гектара, полиплоидная рожь
`Красавица` немного меньше, рис ... `Гигант` дает около 100 центнеров. Каждое
зерно весом от 5 до 10 граммов`. Поля удобряют с помощью молний. В этом мире
яблоки величиной с современный арбузы, виктория - с яблоко, сливы - с куриное
яйцо - видимо, в этом будущем продовольственное изобилие. Везде тропические
растения, построена атомная межколхозная электростанция. Индустриальный же
Магнитогорск выглядит следующим образом: `... из голубой дымки возникли корпуса
металлургического гиганта, а за ним и весь огромный красавец-город. И нигде не
было видно дымящихся труб, которые так любили изображать на своих полотнах
художники` - действительно, предположение о бездымном Магнитогорске сейчас
кажется слишком уж фантастичным. Ах, эти оптимисты конца 50-х - начала 60-х...
В этом мире транспортных проблем не существует - с помощью атомных
колеоптеров (самолеты давно устарели), за 2 секунды перемещающихся на 2 тысячи
метров, путешествие из Магнитогорска до Миасса происходит быстрее, чем поездка
на трамвае одной остановки. С помощью чудесных машин герои успевают слетать на
Туркменское море (которое, по всей видимости, будет располагаться неподалеку от
пересыхающего ныне Аральского моря).
Менее оптимистичным видит будущее В.Сысин в юмореске `Мечты, мечты`
(`Механизатор` (Челябинск), 1981): огромные толпы жаждущих штурмуют Торговый
Центр в надежде приобрести костюмы Чебаркульской швейной фабрики... `Народу было
аж до самого метро`_ Что ж, в этом будущем очереди, как неизбежное зло,
останутся - как это было у нас в 80-е. Утешает только то, что в Челябинске все
же появится метро.
Еще более отдаленное будущее описано в рассказе В.Алексеева `Один день
200... года` (`Механизатор` (Челябинск), 1966): в Кунашаке живет известный Герой
Социалистического Труда, удостоенный этой награды `за разработку и внедрение
телеуправления зерновыми комбайнами СКД еще в семидесятых годах прошлого века`.
В садах растут персики (почти во всех произведениях южноуральцев о будущем видно
затаенное желание жить в более мягком климате). Люди научились управлять погодой
и с помощью вызываемых дождевых туч поливают поля. В космосе множество
искусственных спутников - по их расположению в небе герои даже научились
определять время с точностью до минуты. Широко используется атомная энергия -
это тоже встречается во многих произведениях: хочется видеть в мирном атоме
панацею от всех бед. Но, увы, Чернобыльская трагедия подорвала веру в это...
2019: юмореска А.Лебедева `Сникерс` (`Лидер` (Челябинск), 1999) -
оказывается, через 20 лет будет создан `Музей торгово-закупочной славы` - вот
они, прагматичные 90-е...
Год 2057 из повести Л.Сурина `Необычайное путешествие` (`Авангард`
(Катав-Ивановск), 1957-1958): люди овладели антигравитацией, способны
регенерировать утраченные органы, смотрят передачи с цветным объемным
изображением, заканчивают строительство первой фотонной космической ракеты,
проводят археологические раскопки на Марсе, организуют школьные экскурсии на
Венеру. И самое главное - везде бездымное производство: все заводы находятся под
землей. Всюду растут виноград и пальмы...
Год 2086 из юморески М.Белиной `Воспоминания о будущем` (`Политехнические
кадры` (Челябинск), 1985): человечество интенсивно осваивает космическое
пространство - построены орбитальные корпуса общежитий для студентов, на Марсе
находятся многочисленные детские сады, а на Сатурне открыт ряд новых СКБ по
конструированию картофелеуборочного комбайна. Видимо, и через 100 лет проблемы
уборки картофеля будут волновать не только студентов.
Вот и закончилось небольшое путешествие по мирам Будущего. Думается, Вы сами
сможете определить степень фантастичности заложенных в них идей.


* * *

Пудожгорский В. Поселок под Вологдой и... марсиане

(Красный север (Вологда).- 1988.- 7 янв.- (² 5 (21169)).- С. 4.).


Восемьдесят лет назад, с 1901 по 1903 год, жил в поселке Кувшиново под
Вологдой ссыльный врач Александр Александрович Малиновский. Ему было в то время
около 30 лет, и всего за три года до этого он окончил медицинский факультет
Харьковского университета. Однако известен он был как революционер, сначала -
народник, а потом - социал-демократ, как автор `Краткого курса экономической
науки`, одобренного В.И.Лениным, как друг А.В.Луначарского, который, приехав в
вологодскую ссылку в феврале 1902 года, поселился в доме у Малиновского и прожил
вместе с ним больше года, написав за это время такие известные свои работы, как
`Диалог об искусстве`, `Перед лицом рока`, `О художниках вообще и некоторых
художниках в частности`.
Но и сам А.А.Малиновский был не только врачом, экономистом и политическим
деятелем. Его партийный и литературный псевдоним - Богданов. Под этой фамилией
он известен как философ, с идеями которого спорил В.И.Ленин в работе
`Материализм и эмпириокритицизм`, как ученый-естествоиспытатель, погибший при
проведении на себе научного эксперимента и давший имя институту, который
возглавлял два года, как один из редакторов большевистских газет `Вперед` и
`Новое время` и член ЦК, руководитель (вместе с Л.Красиным) боевой технической
группы при ЦК партии в период первой русской революции, как теоретик
Пролеткульта, не избежавший его ошибок, и как автор двух утопических романов
`Красная звезда` и `Инженер Мэнни`.
Первый, лучший из этих романов был опубликован в 1908 году, а задуман,
очевидно, еще в период работы в Вологде, в Кувшиновской лечебнице. Опыт
врачебной практики появился во многих сценах романа: и в главе `Лечебница`, где
много внимания уделяется нервным болезням и их лечению, и в галлюцинациях
главного героя романа, и в том, что первая мысль от слов марсианина Мэнни была у
слушавшего его жителя Земли, что это `душевнобольной`, и, наконец, в том, что
последние страницы книги написаны от лица врача Вернера.
Кстати, Вернер - это один из псевдонимов А.Богданова, навеянный
лермонтовским `Героем нашего времени`. Сходство с автором, как и с Л.Красиным,
находили современники в образе главного героя `Краской звезды` Леонида, называли
и вологжан, чьи черты отражены в романе. Нельзя не обратить внимание и на
описание лечебницы, а также рощи, напоминающей Кувшиновскую.
Своеобразно отразилось в романе и увлечение А.А.Богданова в период
вологодской ссылки астрономией и наблюдением небесных светил. Именно в эти годы
активно обсуждалась проблема марсианских `каналов`, и открывший их за четверть
века до этого итальянский астроном Джованни Скиапарелли стал иностранным
почетным членом Петербургской Академии наук.
Однако сегодняшним читателям роман А.А.Богданова, показывающий ушедшую
вперед по сравнению с земной марсианскую цивилизацию, интересен прежде всего
предвидением многих технических открытий нашего времени. Это и ракетные
двигатели на атомной энергии, и радиоактивные изотопы, и вычислительные машины,
и новое в организации коммунистического труда. Кстати, позднее, в двухтомной
работе `Всеобщая организация труда`, А.А.Богданов выдвинул ряд идей, получивших
развитие в кибернетике: идею моделирования, принцип обратной связи, системный
подход к изучаемому объекту и т.д. Любопытно, что в своем романе `Красная
звезда` автор затрагивает вопрос о переливании крови как средстве омоложения
человека. Спустя восемнадцать лет А.А.Богданов возглавил Институт переливания
крови.
В книге возникают и злободневные сегодня этические, социальные и
политические проблемы. Взять хотя бы занимающее много места обсуждение
марсианскими учеными предложения математика Стэрни `безболезненно` уничтожить
все земное человечество, чтобы на его место поместить более развитую марсианскую
цивилизацию. Предложение это отвергнуто - и потому, что нельзя посягать на
неповторимый и прекрасный мир, и потому, что нельзя собственные затруднения
решать за счет других. А идея не `борьбы миров`, как у Герберта Уэллса, а их
сотрудничество, как у Александра Богданова, актуальна сегодня для людей нашей
планеты.
Второй утопический роман А.А.Богданова, `Инженер Мэнни`, написанный через
четыре года и рисующий зарождение `машинного империализма`, менее удачен.


* * *


`Надо веселей, ребята!` / Подготовили А. Скорлупкин, А. Ромин

(Заря молодежи (Саратов).- 1987.- 24 окт.- С. 9.).


Атмосфера вокруг Всесоюзного семинара клубов любителей фантастики,
организованного по инициативе Краснодарского горкома ВЛКСМ и краснодарского КЛФ
`Стажеры`, была поначалу далеко не безоблачна: мероприятие это то `разрешали`,
то вдруг `запрещали`. И только обращение клуба-устроителя непосредственно в
Москву, в самые высокие инстанции, внесло ясность: семинар был разрешен. Правда,
слово `всесоюзный`, уже значившееся на отпечатанных и разосланных
пригласительных билетах, было предложено считать как бы не имеющим места
(подстраховались комсомольские деятели местного масштаба, один из них объяснил
так: `Демократия кончится - и нам за ваш семинар сразу по шее дадут`). Что ж,
слова словами, а на турбазе `Приморская` (пос. Новомихайловский Туапсинского
района) собрались представители десятков клубов из многих республик, со всех
уголков страны - от Тбилиси до Южно-Сахалинска (присутствовали здесь и члены
саратовского КЛФ `Отражение`). Было множество гостей - писатели, критики...
За четыре дня с 21 по 24 сентября успели многое.
Споры о судьбе любимого жанра продолжались с утра и далеко за полночь. Точки
зрения подчас оказывались полярными. И тем не менее ясно было главное: в наше
непростое время фантастика - именно та область литературы, которая не только
помогает нам шагнуть уже сейчас в ХХI век, но и задуматься: с чем мы придем? Что
стоит взять с собой, в что необходимо оставить в прошлом?..
Разговор о фантастике, о роли КЛФ в пропаганде всего лучшего, что создано
отечественными и зарубежными писателями-фантастами, шел особенно остро и бурно
еще и потому, что в деле издания НФ проблем более чем достаточно. Не сказав
откровенно о том, что наболело, трудно идти вперед. Именно так считают критик
Владимир ГОПМАН и член совета по приключенческой и научно-фантастической
литературе СП СССР, староста Московского семинара молодых фантастов Виталий
БАБЕНКО, фрагменты из выступлений которых мы предлагаем вниманию читателей.

В. ГОПМАН: - Я вспоминаю один из рассказов Бабеля из `Конармии`, где
изображена такая вот ситуация. Перед наступлением выезжают на пригорок Ворошилов
и Буденный. И Ворошилов говорит Буденному, показывая на обступившую их массу
конников: `Скажи слово ребятам`. Буденный смотрит на свое войско, видит
оборванных, плохо вооруженных бойцов, плохих коней, вздыхает и говорит негромко:
`У нас плохая положения, ребята..` Так вот: у нас - `плохая положения` в
фантастике. Тут могут сразу спросить: а почему, собственно? У нас издается
фантастика в очень большом количестве, у нас колоссальный спрос на фантастику,
движение клубов, печатается масса критических материалов... Казалось бы, что
еще?
Да, фантастика издается. Вал, вроде бы, очень велик. Но если посмотреть, то
выходит около двух десятков оригинальных книг в год, остальное - пе-реиздания.
Беляев, Жюль Верн, Уэллс и так далее.
Издание НФ сосредоточено главным образом в центральных издательствах. `Мир`
издает переводную литературу, `Знание` - один альманах в год, `Детская
литература` - фантастика для детей. Остается одно лишь центральное издательство
- `Молодая гвардия`.
Поражает низкий художественный уровень НФ книг, которые там издаются. Эта
проза подчас скучна, нелепа, неумна, затянута и так далее, и так далее. Чтобы не
быть голословным, приведу наугад несколько цитат, взятых из книг `Молодой
гвардии` за последние десять лет. `В их разочарованных позах появилось что-то
вроде надежды`. `Природой устроено так, что женщины склонны к деторождению,
магии и колдовству`. `Раскаленное тело, лишенное направления, рыскало над
тайгой, еще пытаясь приземлиться в безлюдном районе...`. Вот читаешь рассказ М.
Грешнова `Сны над Байкалом` о том, что достаточно просто так, внутри себя
взглянуть, сосредоточиться, и можно увидеть все, что угодно - скажем, Чехова или
героя известной песни, путешествующего в омулевой бочке. Там, кстати,
замечательный диалог. `- Костя.., - говорит в рассказе женщина, глядя на
окружающую красоту. - Тебе не хочется петь?` - `Нет`, - ответил Костя... - `А
мне хочется. - Мужчина подумал, ответил: - Пой`.
Можно нанизывать эти примеры, их более чем достаточно. Все это весело,
забавно... Но когда, например, герой повести О. Алексеева `Рассвет на
Непрядве` начинает на полном серьезе обсуждать проблему `биополя предков`
(разговор происходит в 1953 году), когда Л. Жукова в рассказе `О, свежий дух
березы!` пишет о том, как биополе героини борется с какими-то жуткими
существами, то ли микробами, то ли нечистью какой, и побеждает их, когда Ю.
Никитин в рассказе `Ахилл` утверждает, что Гомер и Боян, разделенные почти 20
веками, - один и тот же человек, вот тогда становится действительно страшно.
Спекуляция на непознанных еще наукой явлениях - это куда серьезнее, чем
языковые нелепости. Представьте себе читателя, молодого, который не имеет
иммунитета к подобным вещам, .который не умеет отделять зерна от плевел и многое
принимает за чистую монету: раз пишут, значит - в этом что-то есть...
В. БАБЕНКО: - Пять лет существует семинар в Малеевке, и четыре раза мы
подавали различные предложения об издании сборника молодых, все были
благополучно отбиты. В частности, такая попытка была в 1986 году. `Молодая
гвардия` решила, что издать сборник фантастики и приключений вместе им не по
силам, поскольку нет у них редакции, чтобы издавать и то, и другое одновременно.
Потому сборник был разбит на две части, рецензировался по двум редакциям, обе
редакции этот сборник `задробили`. Фантастика, например, была `закрыта` неким
рецензентом из журнала `Москва`, который со _своих, видимо, высоких позиций и
блестящего знания фантастики определил: все, что собрано в этом сборнике, это не
совсем фантастика. Что это такое, он не знает....
Понимаете, очень легко представить ситуацию в нынешней фантастике как некую
борьбу разных группировок, хотя таковой борьбы нет. А есть литература и
нелитература. И критерии Большой литературы всегда были одними и теми же, что в
ХIХ веке, что в ХХ. Просто есть большая компания людей, которые выдают свои
творения за литературу и пытаются навязывать это мнение многомиллионному
читателю. Думаю, что примеров называлось уже достаточно. Называть же борьбой
столкновение интересов одних людей, которые имеют возможность издаваться, и
других, которые такой возможности просто не имеют, нельзя.
Надо избавляться в нашей издательской политике от многих химер. Это мое
глубокое убеждение, и не меня одного - масса издателей, достаточно
здравомыслящих, считают точно так же.
Издавать книги с заранее определенным тиражом - это нонсенс. Издавать книгу по
расценкам, установленным неизвестно когда, неизвестно кем и неизвестно для чего
- это тоже нонсенс. Не знать читательского спроса - нонсенс. Обратной связи с
читателем не иметь опять-таки нонсенс. Издатели наши работают в области
нонсенса.
Почему, скажем, нужно было издавать книгу В. Фалеева `Третий глаз` тиражом в
100 тысяч экземпляров? Кто определил этот тираж? Почему сборник `Поиск`,
выходящий в Перми, выпущен тиражом в 15 тысяч? Я знаю, что в Госкомиздате к
подобным вопросам уже относятся серьезно. Опыт ведь наработан в мировой практике
- можно издавать пробными тиражами, можно спрос изучать, можно определять, где
порог насыщения определенными книгами. Можно задаться вопросами: почему
прекрасный сборник `Русская литературная утопия`, изданный Московским
университетом, до сих пор лежит по всей стране, во всех магазинах? А у него
тираж 65 тысяч. Что здесь нарушено, какие механизмы спроса и предложения?
Название неудачное, обложка неудачная, состав, тираж не соответствует?..
Кое-какие сдвиги произошли уже. В Москве образовано новое издательство
`Книжная палата`. Оно будет заниматься изучением спроса, выпускать библиографии,
займется социологией` книги. Они будут издавать и художественную литературу,
причем, стараться реагировать на спрос. И если у них хватит пороху... В общем,
поживем-увидим.
В. ГОПМАН: - Позволю выступление закольцевать вот на чем. Да, ребята, у нас
`плохая положения`. Но в том же рассказе Буденный после этой фразы заканчивает
таким образом: `Надо веселей, ребята!` Надо веселей, потому что сейчас
происходят такие сдвиги в общественном сознании, что многие понимают: по-старому
работать нельзя.

Подготовили А. СКОРЛУПКИН, А. РОМИН.


* * *


Харламов И. Аэлита-89

(За кадры (Магнитогорск.- Горно-металлург. ин-т).- 1989.- 16 июня.- (² 25
(1104)).- С. 4.).


С 19 по 21 мая 1989 года в городе Свердловске проходила `Аэлита-89`. Это
ежегодное вручение приза за лучшее фантастическое произведение года в СССР. Приз

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ZIР НАХОДИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИИ



Док. 113082
Опублик.: 17.01.02
Число обращений: 4


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``